Глава 11

Решение наиболее общих проблем при помощи реестра

В этой главе будут рассмотрены некоторые наиболее часто встречающиеся проблемы в работе Windows NT/2000/XP, которые можно устранить при помощи реестра.

С рассмотрения каких проблем следует начать в первую очередь? Разумеется, с тех, что возникают при загрузке компьютера и не дают пользователю зарегистрироваться в системе. Ведь, как правило, если компьютер зависает после перезагрузки системы, выполнение любой другой работы оказывается просто невозможным. Теперь представьте себе, что вам как раз необходимо эту работу срочно выполнить. (А кстати, сколько времени потребуется на устранение проблемы?)

Подробные рекомендации по резервному копированию и восстановлению реестра Windows NT 4.0/2000/XP были приведены в главе 2, а в этой главе будут рассмотрены некоторые дополнительные средства и процедуры, которые можно использовать для восстановления системы после сбоя при загрузке.

 

Проблемы с загрузкой

Windows XP, безусловно, является наиболее надежной системой в семействе Windows — такого запаса прочности не было ни у одного из ее предшественников, в том числе даже у Windows 2000, Означает ли это, что в Windows ХР нет вероятности возникновения проблем с загрузкой? Вовсе нет. Любая операционная система может оказаться в таком состоянии, когда загрузка не выполняется, и Windows XP — не исключение. Поэтому вы не должны испытывать чувство безысходности, столкнувшись с подобными проблемами. Значительная часть этой главы посвящена отысканию причин возникновения неполадок при загрузке Windows XP. Считается, что проблемы такого рода носят самый сокрушительный характер (особенно, когда много срочной работы, а система не загружается). Что же делать в критической ситуации? Во-первых, не поддаваться панике. Во-вторых, постараться определить, что именно препятствует загрузке системы.

Так как последовательность загрузки Windows XP весьма напоминает процесс загрузки Windows 2000, большинство методик (но не все), которые здесь приведены, также применимы и для Windows 2000. Последовательность загрузки Windows 2000/XP подробно описана в главе 6. Здесь дается лишь общее описание процесса загрузки, а затем будет рассмотрен процесс определения причин неполадок и их устранения.

В табл. 11.1 перечислены стадии загрузки Windows XP и дано краткое пояснение процессов, происходящих на каждой из них при нормальном режиме загрузки.

Таблица 11.1. Краткое описание процесса загрузки Windows XP

Стадия загрузки

Описание (системы на базе процессоров х86)

Выполнение процедуры POST

Центральный процессор (Central Processor Unit, CPU) инициирует запуск встроенных подпрограмм POST самотестирования системной платы. После успешного завершения этих тестов, будут выполнены подпрограммы POST, осуществляющие тестирование отдельных адаптеров

Процесс начальной загрузки

Система осуществляет поиск загрузочного устройства в соответствии с установками порядка загрузки, хранящимися в CMOS. Если в качестве устройства загрузки указан жесткий диск, то запускается файл Ntldr

Загрузка операционной системы

Модуль Ntldr переключает CPU в защищенный режим, запускает файловую систему, а затем считывает содержимое файла Boot.ini. Эта информация определяет опции начальной загрузки и варианты меню начальной загрузки

Определение аппаратных средств и выбор конфигурации

Модуль Ntdetect.com осуществляет сбор основных данных о конфигурации аппаратных средств и передает их в модуль Ntldr. Если существует несколько аппаратных профилей, то Windows XP пытается применить один из правильно заданных профилей к текущей конфигурации. Следует учесть, что если компьютер является ACPI-совместимым, то для энумерации и инициализации устройств будут использоваться функциональнальные возможности ACPI, реализованные в Windows XP (подробная информация по данному вопросу приведена в главе 5)

Загрузка ядра

Модуль Ntldr передает информацию, собранную программой Ntdetect.com в модуль Ntoskrnl.exe, который затем осуществляет загрузку ядра, HAL и информации реестра. Ход загрузки отображается на индикаторе процесса, расположенном в нижней части экрана

Процесс регистрации пользователя в операционной системе

Сетевые компоненты (например, TCP/IP) загружаются асинхронно с другими службами, и на экране появляется приглашение зарегистрироваться — Вход в Windows (Enter Password). После успешной регистрации пользователя, Windows XP производит обновление конфигурационной информации из набора управляющих опций LastKnownGood

Обнаружение новых устройств посредством Plug and Play

Если Windows XP обнаруживает новые устройства, то им выделяются необходимые системные ресурсы. Windows XP извлекает требуемые файлы драйверов из архива Driver.cab. Если файл не найден, Windows XP сообщает пользователю о необходимости загрузки драйвера из другого источника. Определение нового устройства осуществляется асинхронно с процессом регистрации в системе

 

Диагностика неудачной загрузки

К счастью, сбои в загрузке Windows XP крайне редки, особенно, если вы регулярно выполняете техническое обслуживание и предупредительные действия. Однако, вероятность возникновения проблемы существует, и также как в других операционных системах, она может быть вызвана сбоями в работе аппаратных средств и ошибками программного обеспечения. Если возникший отказ носит серьезный характер, то загрузка системы прекращается, и на экране отображается сообщение об ошибке. Краткий перечень сообщений об ошибках и их значение представлены в табл. 11.2.

Таблица 11.2. Признаки неудачной загрузки

Признак (симптом)

Возможная причина

Программа POST выдает серию звуковых сигналов и отображает сообщения об ошибках, например:

Hard disk error.

(Ошибка в работе жесткого диска)

Hard disk absent/failed.

(Жесткий диск отсутствует или отказал)

Произошел останов программы самотестирования из-за неверно установленных устройств.

Чтобы устранить проблемы, связанные с аппаратным обеспечением, следует внимательно ознакомиться с документацией, поставляемой к вашей системе и выполнить основные проверки аппаратных средств. Необходимо тщательно проверить правильность подключения кабелей и внутренних адаптеров, убедиться, что все периферийные устройства (клавиатура, например), от правильной установки и функционирования которых зависит нормальное выполнение программы POST, установлены и работают верно.

При необходимости проверьте правильность установки перемычек (джамперов) и DIP-переключателей. Это особенно важно в отношении установки жестких дисков. Запустите программу диагностики, позволяющую выявить неисправность в аппаратном обеспечении, и замените отказавшее устройство.

К сожалению, тема диагностики аппаратных средств выходит за рамки рассматриваемых здесь проблем. Фактически, она заслуживает отдельной книги. Однако рекомендуется воспользоваться полезными информационными ресурсами по данному вопросу, которые помогут при необходимости разобраться с кодами ошибок BIOS:

  •  руководство по системе BIOS — BIOS Survival Guide, см. по адресу http://burks.bton.ac.uk/burks /pcinfo/hardware/ bios_sg/bios_sg.htm
  •  информация по диагностическим сигналам и сообщениям BIOS содержится на сайте www.earthweb.com

Сообщения об ошибках, связанные с главной загрузочной записью (Master boot record, MBR):

Missing operating system.

(Операционная система отсутствует)

Insert a system diskette and restart the system.

(Вставьте системную дискету и перезапустите систему)

MBR повреждена.

Простейший метод восстановления поврежденной MBR заключается в использовании Консоли восстановления (Recovery Console) (методы запуска этой программы подробно рассмотрены в главе 2). В программе Консоль восстановления (Recovery Console) используйте команду FIXMBR, предназначенную для восстановления MBR.

Она имеет следующий синтаксис:

Fixmbr [device name]

где параметр device_name указывает дисковое устройство, на котором необходимо восстановить поврежденную MBR. Например:

fixmbr \Device\HardDisk0

Если параметр device_name опущен, то новый MBR будет записан на устройстве загрузки, с которого загружалась главная операционная система. Обратите внимание, что вам будет выдано предложение подтвердить ваше намерение продолжить восстановление, если будет определено, что таблица разделов (partition table) неверна.

Сообщения, связанные с ошибками таблицы разделов, например:.

Invalid partition table.

(Таблица разделов недействительна)

A disk-read error occurred.

(Ошибка чтения диска)

Таблица разделов повреждена. Эта проблема может быть решена с помощью утилиты DiskProbe Resource Kit или какого-либо низкоуровневого редактора (позволяющего редактировать машинные коды) других фирм. Чтобы избежать проблем такого рода, необходимо заблаговременно создать резервную копию MBR (например, с помощью инструментального средства DiskProbe). Более подробную информацию по данному вопросу можно найти в документации Windows XP Resource Kit.

 Если MBR на диске, используемом для запуска Windows XP, повреждена, то, как правило, Windows XP (а значит и программу DiskProbe) загрузить невозможно. В этом случае сначала необходимо запустить Консоль восстановления (Recovery Console) для замены поврежденной MBR

После установки еще одной операционной системы, Windows XP не загружается

Загрузочный сектор Windows XP оказался перезаписан ("затерт") программой установки другой операционной системы. В утилите Консоль восстановления (Recovery Console), поставляемой в составе Windows XP, предусмотрена команда FIXBOOT, позволяющая восстановить "затертый загрузочный сектор"

Отсутствует какой-либо из файлов — Boot.ini, Ntoskrnl.exe или Ntdetect.com (для систем, на базе процессоров л86)

Необходимые загрузочные файлы отсутствуют (утрачены) или повреждены или же элементы (параметры), хранящиеся в файле Boot.ini, указывают неверный раздел

Сообщение об ошибке загрузчика программы раскрутки (bootstrap loader):

Couldn't find loader Please insert another disk.

(He удается найти загрузчик. Вставьте другой диск)

Файл Ntldr отсутствует или поврежден. Если Ntldr или какой-либо другой файл, необходимый для загрузки системы, отсутствует или же поврежден, запустите Консоль восстановления (Recovery Console) и скопируете необходимый файл

Не сохранены установки CMOS или NVRAM

Неисправность CMOS, повреждение данных, или же необходимо заменить внутренний элемент питания.

Сообщения об останове системы

Существует множество возможных причин, вызванных неполадками программного и аппаратного обеспечения

Как упоминалось в главе 6, операционные системы Windows NT/2000/XP генерируют системные сообщения, известные под собирательным названием "синих экранов", если они выявляют серьезную ошибку, которую не могут самостоятельно устранить. "Синий экран смерти" (Blue Screen of Death) может появиться в том числе и в ситуациях, когда Windows NT/2000/XP останавливается в процессе загрузки, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение данных. Если сообщение STOP ("синий экран") появляется в процессе загрузки операционной системы, то, как правило, проблема возникла по одной из следующих причин:

Примечание 

Использование разделяемых системных файлов, которые могут быть заменены при установке несовместимых с операционной системой приложений, всегда считалось одним из самых существенных недостатков Windows 4.O. В Windows 2000 и Windows ХР этот недостаток был устранен за счет обеспечения защиты критически важных системных файлов от перезаписи. Эти средства Windows 2000/ХР обсуждались в главе 6, и во избежание проблем с загрузкой данной операционной системы их рекомендуется активно применять.

 

Параллельная установка системы

Какие еще универсальные рекомендации можно дать на случай возникновения проблем с загрузкой? Одним из традиционных средств повышения вероятности быстрого восстановления после сбоев является так называемая "параллельная установка системы". Параллельная установка — это дополнительная копия Windows NT/2000/XP, установленная на том же компьютере, что и основная система, с которой вы работаете. В случае сбоя вашей основной операционной системы она позволит быстро получать доступ к томам NTFS, системным файлам и файлам реестра (другой способ получения доступа к томам NTFS после сбоя системы — использование утилиты NTFSDOS, речь о которой пойдет в следующей главе).

 Примечание

Следует иметь в виду, что параллельная установка снижает защищенность компьютера (как и утилита NTFSDOS, она предоставляет своего рода "черный ход" в вашу основную операционную систему). Таким образом, с точки зрения повышения надежности и обеспечения восстановления системы применение параллельной установки — это хорошо, но с точки зрения безопасности —плохо.

Каким образом следует устанавливать параллельную операционную систему? Во-первых, сделать это следует прежде, чем проявятся проблемы (сама по себе процедура установки тоже требует времени, а при возникновении проблем у технического персонала, занятого их устранением, времени обычно бывает просто в обрез). Во-вторых, при инсталляции параллельной операционной системы можно устанавливать минимально необходимый набор средств.

 

Дополнительные аппаратные профили

Помимо параллельной установки ОС можно дать и еще одну рекомендацию. Если вы часто экспериментируете с различными устройствами, и если устройство, которое вы хотите добавить в свою систему, не включено в список совместимых аппаратных средств (Hardware Compatibility List, HCL), но в порядке эксперимента вам все же хочется его установить, для дополнительной подстраховки можно использовать аппаратные профили. Для этого поступайте следующим образом:

1. Перед установкой устройства, которое может впоследствии вызвать проблему (в том числе и с загрузкой), создайте диск ERD (Windows NT и Windows 2000) или подготовьте ASR (Windows XP) и выполните резервное копирование реестра способами, описанными в главе 2. Диск аварийного восстановления (резервная копия ASR) и резервные копии реестра пригодятся вам в любом случае.

2. Создайте еще один аппаратный профиль. Для этого запустите утилиту Система (System) из Панели управления (Control Panel), перейдите на вкладку Оборудование (Hardware) и нажмите кнопку Профили оборудования (Hardware Profiles). В открывшемся одноименном диалоговом окне (рис. 11.1) нажмите кнопку Копировать (Сору), и методом копирования создайте еще один аппаратный профиль. Аппаратным профилям лучше присвоить имена, несущие смысловую нагрузку и объясняющие их предназначение (например, Profile 1 — свободный от ошибок аппаратный профиль, используемый на данный момент, и Profile 2 — вновь созданный аппаратный профиль, над которым и будет производиться эксперимент). В группе Выбор профиля оборудования (Hardware profiles selection) установите переключатель дождаться явного указания от пользователя (Wait until I select a hardware profile).

Рис. 11.1. Перед установкой устройства, не перечисленного в HCL, лучше всего создать дополнительный аппаратный профиль, над которым и будет производиться эксперимент

3. Проверьте работоспособность всех профилей, попытавшись загрузить компьютер с использованием каждого из них.

4. Загрузите компьютер с использованием профиля Profile 1, и приступайте к установке устройства и его драйверов с помощью Мастера установки оборудования (Hardware Wizard). Если по завершении установки вам будет предложено перезагрузить компьютер, не делайте этого сразу же. Вызовите Диспетчер устройств (Device Manager), найдите в списке устройств то, которое было только что установлено, и выполните команду Свойства (Properties) из контекстного меню. На экране появится окно свойств этого устройства, открытое на вкладке Общие (General). Как правило, внимательный и вдумчивый пользователь сразу же замечает, что несмотря на фразу "Устройство работает нормально" ("This device is working properly") в поле Состояние устройства (Device status) (рис. 11.2) с этим устройством далеко не все в порядке — это устройство обозначено как Неизвестное устройство (Unknown device). Это означает, что устройство действительно может явиться источником проблемы (вероятнее всего в данном случае после перезагрузки появится "синий экран").

Чтобы избежать возможных проблем, блокируйте это устройство в текущем аппаратном профиле, выбрав в раскрывающемся списке Применение устройства (Device usage) опцию Это устройство не используется (отключено) (Do not use this device in the current hardware profile (disable)). Таким образом, устройство будет блокировано в текущем аппаратном профиле и останется активизированным в экспериментальном аппаратном профиле.

Рис. 11.2. Несмотря на статус "Устройство работает нормально" с новым устройством далеко не все в порядке. Именно поэтому его следует блокировать хотя бы в одном аппаратном профиле (текущем)

5. Теперь перезагрузите компьютер, и в процессе загрузки выберите экспериментальный аппаратный профиль, в котором проблемное устройство активизировано. Появилось сообщение STOP? Ничего страшного, в вашем распоряжении остался рабочий аппаратный профиль, с помощью которого вы в большинстве случаев сможете загрузить операционную систему.

Примечание

Эталонный и гарантированно работоспособный аппаратный профиль рекомендуется иметь в любом случае. Очень часто использование такого аппаратного профиля предоставляет в ваше распоряжение еще более быстрый способ восстановления системы с конфигурационными проблемами, чем даже использование опций отладочного меню, выводимого по нажатию клавиши <F8> во время загрузки Windows 2000/XP.

 

Проблемы с загрузкой, возникающие после неправильной установки устройства Zip Iomega для параллельного порта 

Многие пользователи очень часто задают вопрос о том, что устройства Zip Iomega для параллельного порта вызывают проблемы с загрузкой ("синий экран"), несмотря на то, что как раз они-то присутствуют в списке совместимых аппаратных средств (HCL) операционной системы Windows 2000/XP. Если и вы тоже столкнулись с этой проблемой, то, скорее всего, вы неправильно установили это устройство. Дело в том, что драйверы Zip Iomega для Windows NT 4.0 и Windows 95/98, которые поставляются на сопроводительном компакт-диске, прилагаемом к устройству, несовместимы с Windows 2000/XP.

Чтобы правильно установить устройство Zip Iomega для параллельного порта в Windows 2000/XP, проделайте следующее:

Рис. 11.3. Чтобы устройство Zip Iomega было распознано и установлено автоматически, следует установить флажок Разрешить обнаружение старого Plug and Play на вкладке Параметры порта окна свойств порта, к которому подключено устройство

1. Подключите устройство к параллельному порту.

2. Загрузите Windows 2000/XP, вызовите утилиту Система (System) из Панели управления (Control Panel), перейдите на вкладку Оборудование (Hardware) и нажмите кнопку Диспетчер устройств (Device Manager).

3. Разверните узел Ports в дереве аппаратных средств, выделите порт, к которому подключено устройство, и выберите команду Свойства (Properties) из контекстного меню, выводимого по нажатию правой кнопки мыши. В раскрывшемся окне свойств порта перейдите на вкладку Параметры порта (Port Settings) — рис. 11.3.

4. Установите флажок Разрешить обнаружение старого Plug and Play (Enable legacy Plug and Play detection).

5. Перезагрузите компьютер. После перезагрузки устройство Zip Iomega будет распознано и установлено автоматически.

 Примечание 

Устройство Zip Iomega, установленное таким способом, будет работать корректно, но не пытайтесь инсталлировать программное обеспечение Iomega Zip Tools, поскольку эти программы не являются совместимыми с Windows 2000/ХР, и их установка неизбежно вызовет проблемы.

 

Вы никогда не видели "синего экрана" и хотите на него посмотреть?

Вы никогда в жизни не видели "синего экрана"? Многие люди, которые видели, вам позавидуют и скажут, что вы — счастливчик. Что? Вам хочется увидеть, что это такое? Пожалуйста!

В Windows 2000/ХР имеется функция, которая позволяет сбросить систему в "синий экран смерти" и создать файл аварийного дампа Memory.dmp. Экран сообщения STOP, который появится при использовании этой возможности, будет содержать следующее сообщение:

*** STOP: 0x000000E2 (0x00000000,0x00000000
,0x00000000,0x00000000) 
 The end-user manually generated the crashdump. 

По умолчанию эта возможность блокирована, и для ее активизации следует вручную отредактировать реестр и перезагрузить компьютер. Редактором реестра (не забудьте, что в Windows 2000 для этой цели следует использовать утилиту Regedt32) раскройте ключ реестра HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM \CurrentControlSet\Services\i8042prt\Parameters, И добавьте В состав этого ключа параметр CrashOnctriScroll с типом данных REG_DWORD. Присвойте этому параметру значение 1.

После перезагрузки вы сможете посмотреть на "синий экран". Для этого следует, удерживая правую клавишу <Ctrl>, дважды нажать клавишу <Scroll Lock>.

 

Запуск утилиты Восстановление системы из командной строки

Утилита Восстановление системы (System Restore) представляет собой одно из наибоее полезных инструментальных средств в Windows XP (опытные пользователи вероятно помнят, что подобная программа есть и в Windows ME). Что же, однако, делать, если невозможно запустить компьютер под управлением Windows XP ни в нормальном, ни в безопасном режиме? Не окажется ли эта утилита в данном случае совершенно бесполезной? Это не так.

Если компьютер не запускается в обычном или же безопасном режиме (Safe mode), то следует попытаться запустить утилиту Восстановление системы (System Restore) из командной строки, воспользовавшись следующими рекомендациями.

Временно измените оболочку Windows с Explorer.exe на Progman.exe:

1. Попробуйте запустить компьютер с использованием опции Безопасный режим с поддержкой командной строки (Safe mode with command prompt).

 Примечание 

Вам необходимо зарегистрироваться в системе в качестве администратора или же пользователя с правами администратора.

2. После символа приглашения в командной строке введите regedit, а затем нажмите клавишу <Enter>.

3. Просмотрите следующий ключ реестра:

HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\ Microsoft\
WindowsNT\CurrentVersion \Winlogon

4. В правой панели модифицируйте значение элемента shell, изменив его с Expiorer.exe на Progman.exe, а затем закройте редактор Regedit.exe.

5. После символа приглашения в командной строке введите команду shutdown -r, а затем нажмите клавишу <Enter> для перезапуска компьютера.

6. Зарегистрируйтесь в качестве администратора или пользователя с административными правами.

7. Когда запустится Диспетчер программ (Program Manager), в меню Файл (File) выберите команду Выполнить (Run), введите строку %systemRoot%\system32\restore\rstrui.exe, а затем нажмите клавишу <Enter>.

8. Следуйте указаниям, отображаемым на экране для того, чтобы начать восстановление компьютера в его предыдущее работоспособное состояние.

 Примечание 

Многие пользователи интересуются, позволяет ли утилита Восстановление системы (System Restore) восстановить пароли. Так как Восстановление системы (System Restore) обеспечивает откат к локальному состоянию, она восстановит пароли, хранящиеся в локальном системном реестре. Например, пароли программ, таких как Hotmail Messenger или же Yahoo Messenger, будут восстановлены. Однако обратите внимание, что действительные пароли подобных программ размещены на соответствующем Web-сервере, и утилита Восстановление системы (System Restore) лишь восстановит пароль, который сохранен программой. Доменные пароли также будут восстановлены (обратите внимание, что часть информации, относящейся к доменам, в которых участвует данный компьютер, сохраняется в Active Directory, и эта информация утилитой Восстановление системы (System Restore) не восстанавливается).

С другой стороны, утилита Восстановление системы (System Restore) в силу конструктивных соображений не восстанавливает пароли и парольные подсказки (hints) Windows XP. Это позволяет избежать беспорядка и препятствует возникновению таких ситуаций, когда доступ к компьютеру блокируется, поскольку восстанавливаются старые пароли, которых вы не помните. По той же причине, утилита Восстановление системы (System Restore) не восстанавливает пароли и парольные подсказки Internet Explorer и возможности ограничения доступа (Content Advisor).

 

Как повторно создать утраченный ASR-диск

Допустим, вы опробовали все средства восстановления работоспособности системы, но ничего не помогло — и, в конце концов, решили запустить процесс аварийного восстановления системы (Automated System Recovery, ASR). Но самое досадное обстоятельство заключается в том, что стоило вам лишь взяться за дело, как тут же оказалось, что необходимая для восстановления системы дискета — так называемый ASR-диск — безнадежно утрачена. Означает ли это, что уже все потеряно? Отнюдь, поскольку среда хранения резервной копии ASR — в порядке, и, следовательно, вы можете вновь создать ASR-диск.

Вероятно, вам будет интересно узнать, что содержится на ASR-диске (это не составит труда, т. к. файлы asr.sif и asrpnp.sif, записанные на нем, являются ASCII-файлами, и их содержимое можно просмотреть в любом текстовом редакторе, например, в Notepad.exe). Но отраднее всего то, что эти файлы можно извлечь из резервного набора данных ASR, а затем скопировать их на дискету, для выполнения процедуры восстановления.

Итак, для создания ASR-диска, выполните следующие действия:

1. Отформатируйте дискету (1,44 Мбайт) и вставьте ее в дисковод компьютера.

2. Запустите программу Архивация данных (Backup). Когда будет отображен экран Мастер архивации или восстановления (Backup or Restore Wizard), нажмите кнопку Далее (Next).

3. Устновите переключатель Восстановление файлов и параметров (Restore Files and Settings), а затем нажмите кнопку Далее (Next).

4. В диалоговом окне Что следует восстановить (What to Restore), укажите носитель для резервной копии, убедитесь в его готовности.

5. Раскройте элемент, соответствующий создаваемому ASR-диску.

6. Раскройте элемент с именем дисковода, на котором хранятся системные файлы. Раскройте каталог Windows_folder/Repair.

7. Выберите в этом каталоге следующие файлы: asr.sif, asrpnp.sif и setup.log (рис. 11.4), а затем нажмите кнопку Далее (Next).

Рис. 11.4. Повторное создание отсутствующего ASR-диска

8. В очередном окне нажмите кнопку Дополнительно (Advanced).

9. В окне Выбор места восстановления (Where to Restore) в раскрывающемся списке Восстановить файлы в (Restore Files to) установите значение Одну папку (Single Folder), а в поле Имя папки (Folder Name) укажите корневой каталог флоппи-дисковода, например, "А:\".

10. Нажмите кнопку Далее (Next). Остальные параметры этой программы-мастера не являются обязательными и не оказывают влияния на осуществление записи файлов на гибкий диск. Когда мастер заканчивает свою работу, файлы оказываются скопированными на дискету, в указанный корневой каталог. Теперь ASR-диск готов для использования в процессе автоматического восстановления.

Примечание

Файлы asr.sif и asrpnp.sif должны размещаться в корневом каталоге дискеты.

 

Проблемы, связанные с завершением работы системы

Иногда, закрывая или перезагружая Windows XP, вы можете увидеть диалоговое окно, подобное тому, которое изображено на рис. 11.5. Или того хуже — они могут появляться постоянно, препятствуя корректному закрытию системы. Источник этой проблемы кроется в следующем: когда Windows XP завершает свою работу, каждому выполняемому приложению выделяется по умолчанию 20 секунд для выполнения работы по освобождению ресурсов. Если процесс не отвечает в течение заданного тайм-аута, Windows XP отображает на экране это диалоговое окно.

Рис. 11.5. Данный процесс не отвечает в течение тайм-аута, выделенного по умолчанию, препятствуя тем самым завершению работы Windows XP

Для решения этой проблемы вы можете изменить значение тайм-аута, заданное по умолчанию, путем редактирования реестра. Величина тайм-аута определяется значением WaitToKillAppTimeout, хранящимся под следующим ключом реестра:

HKEY_CURRENT_USER\Control Panel\Desktop

Это значение измеряется в миллисекундах. Вы можете использовать Редактор реестра (Registry Editor) для того, чтобы изменить значение данного параметра и затем перезагрузить компьютер, чтобы внесенные изменения вступили в силу.

 Примечание 

Обычно не рекомендуется увеличивать время тайм-аута для подготовки к выключению системы, поскольку при возникновении сбоя питания, источник бесперебойного питания (Uninterruptible Power Supply, UPS) может не обеспечить резервную энергию в течение промежутка времени, необходимого для завершения всех процессов и в том числе для корректного завершения работы системы.

 

Конфигурирование Windows NT/2000/XP для обеспечения очистки файла подкачки при завершении работы системы

Некоторые программы третьих фирм могут временно хранить незашифрованные пароли или другую важную информацию в простом текстовом формате (plain-text) в памяти. Поскольку операционная система Windows XP создана на основе ядра Windows NT/2000, эта информация может оставаться в файле подкачки, представляя потенциальную угрозу для безопасности системы. Таким образом, для пользователей, реально заинтересованных в обеспечении безопасности, было бы желательно, чтобы в процессе завершения работы системы файл подкачки Pagefile.sys системы Windows NT/2000/XP регулярно "очищался" и не содержал бы в себе потенциально опасных данных.

 Примечание 

Эта рекомендация применима для всех версий Windows NT/2000/XP, начиная с Windows NT 3.51. Очень важно иметь в виду, что очистка файла подкачки не подменяет собой меры по обеспечению физической защиты компьютера, а лишь помогает обеспечить безопасность данных, в то время когда операционная система Windows NT/2000/XP не запущена.

Для очистки файла подкачки во время завершения работы, выполните следующие действия:

1. Если вы работаете в Windows XP, запустите программу Regedit.exe. Если же вы работаете в Windows NT/2000, запустите Regedt32.exe.

2. Откройте следующий ключ реестра:

HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\
CurrentControlSet\Control\Session  Manager\
 Memory Management 

3. Найдите параметр ClearPageFileAtshutdown (тип данных — REG_DWORD) и установите его значение равным 1. Если этот элемент не существует, то создайте его.

 Примечание 

Внесенные вами изменения вступят в силу только после перезагрузки компьютера.

 

Как разблокировать сетевой компьютер с Windows XP

В Windows XP вы можете включать и выключать блокировку сетевого компьютера — вручную (рис. 11.6) или же программным путем (при помощи хранителя экрана (screen saver)). Например, вы можете заблокировать свой компьютер, находящийся в офисе, а затем подключиться к нему с другого компьютера и продолжить работу над своими документами. Вернувшись на свое рабочее место, вы можете разблокировать его.

Рис. 11.6. Блокировка сетевого компьютера

При регистрации пользователя, сервис Winlogon сохраняет (хэширует) пользовательский пароль, для выполнения разблокировки в будущем. Когда пользователь пытается разблокировать сетевой компьютер, происходит верификация этой хэшированной копии пароля. Если обнаруживается совпадение пароля, введенного в процессе диалога снятия блокировки, со значением хэшированного пароля, то сетевой компьютер будет разблокирован. Если же введенный пароль не совпадет с хэш-паролем, то сетевой компьютер попытается произвести регистрацию (проверить подлинность пароля). Если процесс регистрации выполняется успешно, то вместо локального хэш-пароля записывается новый пароль. Если процесс регистрации завершится неуспешно, то компьютер разблокирован не будет.

 Примечание

Все сказанное выше имеет силу только в том случае, если флажок Использовать быстрое переключение пользователей (Use Fast User Switching) сброшен. Когда компьютер под управлением Windows XP Professional подключается к домену, то регистрационное окно Welcome Screen (а также режим быстрого переключения пользователей (Fast User Switching)) отключаются.

Рассмотренный выше процесс разблокировки был разработан для того, чтобы ограничить рост сетевой нагрузки, обусловленный работой сетевых компьютеров. Однако, если необходимо задать более строгий уровень обеспечения безопасности, вы можете отредактировать установки реестра ForceUniockLogon (тип данных — REG_Dwc?j), хранящиеся под ключом HKEY_LOCAL_MACHINE\ Software\Microsoft\ WindowsNT\CurrentVersion\Winlo gon.

Если значение этого параметра будет установлено равным 0 (значение, заданное по умолчанию), то система не будет осуществлять аутентификацию; если же это значение установлено равным 1, то для разблокировки сетевого компьютера будет инициирован процесс аутентификации, что, в свою очередь, может вызвать со стороны контроллера домена осуществление проверки допустимости регистрации пользователя, пытающегося разблокировать компьютер.

 

Другие проблемы

Конечно, устранение проблем с загрузкой операционной системы и регистрацией пользователя имеет наибольшее значение, и именно поэтому такие проблемы были рассмотрены в первую очередь. Однако в процессе повседневной работы с Windows 2000/XP могут возникать и другие проблемы. При этом некоторые из них возможно разрешить только путем редактирования реестра.

 

Ведение журнала отладочной информации для пользовательских профилей и системной политики

  Если вы на практике столкнулись с проблемами обработки пользовательских профилей и групповой политики, то ведение журнала отладочной информации принесет несомненную пользу в разрешении этих проблем. В Windows NT 4.0, пользователю для этого требовался специальный отладчик на основе файла Userenv.dll. В Windows 2000 и Windows XP, эта функциональная возможность встроена в операционную систему. Однако она изначально не активизирована, и для того чтобы ее можно было использовать, следует отредактировать реестр следующим образом:

1. Запустите Редактор реестра (Registry Editor) и откройте ключ HKEY_LOCAL_ MACHINE\Software\Microsoft\WindowsNT\ CurrentVersion\Winlogon

2. Добавьте значимый элемент типа REG_DWORD, с именем UserEnvDebugLevel (или же модифицируйте этот элемент, если он уже существует). Установите его значение равным 10002 (Hex).

3. Перезагрузите компьютер. Регистрационный журнал будет записан в файл %Sysfem/too/%\Debug\UserMode\Userenv.log.

 

Настройка программы Архивация данных путем редактирования реестра

Наверняка многие пользователи заметили, что программа Архивация данных (Backup), входящая в состав Windows 2000/XP, исключает некоторые файлы из процессов резервного копирования и восстановления. Чтобы просмотреть список этих файлов, вызовите программу Архивация данных (Backup), а затем выберите команду Параметры (Options) меню Сервис (Tools) и перейдите на вкладку Исключение файлов (Exclude Files) — рис. 11.7.

По умолчанию Windows 2000/XP поддерживает список файлов и папок, которые исключаются из процессов резервного копирования и восстановления, выполняемых с помощью утилиты Ntbackup.exe и других программ резервного копирования, совместимых с Windows 2000/XP.

В обычных условиях, вероятно, эти файлы действительно должны быть исключены из процедур резервного копирования и восстановления. Тем не менее, вполне возможна ситуация, когда опытный пользователь Windows 2000/XP захочет их в эти процедуры включить. Именно для таких случаев и предназначены инструкции, приведенные ниже.

Файлы, исключаемые из процессов резервного копирования и восстановления, перечислены в составе ключа HKLM\SYSTEM\ CurrentControlset \Control\ BackupRestore\FilesNotToBackup, содержимое которого показано на рис. 11.8.

Рис. 11.7. Вкладка Исключение файлов окна Параметры программы Архивация данных

Рис. 11.8. Содержимое ключа реестра HKLM\SYSTEM\ CurrentControlSet\Control\ BackupRestore\FilesNotToBackup

Несмотря на то, что на вкладке Исключение файлов (Exclude Files) окна Параметры (Options) программы Архивация данных (Backup) имеются кнопки Добавить (Add new), Изменить (Edit) и Удалить (Remove), позволяющие редактировать список файлов, исключаемых из процесса резервного копирования/восстановления, внесенные изменения будут действовать только применительно к пользователю, от имени которого вы зарегистрировались в системе (т. е. они будут записаны в состав ключа реестра HKEY_CURRENT_ USER). Таким образом, чтобы отредактировать список файлов, исключаемых из процессов резервного копирования и восстановления в масштабах всей системы, требуется выполнять редактирование реестра.

Параметры, которые по умолчанию находятся в составе ключа реестра FilesNotToBackup (все они имеют тип данных REG_MULTI_SZ), перечислены в табл. 11.3.

Таблица 11.3. Список параметров ключа реестра FiiesNotToBackup

Параметр

Значение

ASR Error File*

%SystemRoot%\repait\asr.err

ASR Log File*

%SystemRoot%\repait\as\. log

Catalog Database*

%SystemRoot%\ System32\ CatRoot2\ */s

Client Side Cache

%SystemRoot%\csc\* /s

ComPlus

%SystemRoot%\Registration\*.crmlog /s

DRM (Digital Rights Management folder*)

%SystemDrive%\Documents and Setting&AII User\DRM \* /s

Internet Explorer

%UserProfile%\index.dat /s

Memory Page File

\Pagefile.sys

Microsoft Writer (Bootable state)

%SystemRoot%\Regisiration\ *.clb \*.crmlog/s

Microsoft Writer (Service state)

%SystemRoot%\system32\NtmsData\*

MS Distributed Transaction

%SystemRoot%\System32\DTCLog\MSDTC.LOG

Power Management

\hiberfil.sys

VSS Default Provider

\System Volume lnformation\*{3808876B-C176-4e48-B7AE-04046E6CC752} /s

Temporary Files

%TEMP%\* /s

Netlogon*

%SystemRoot%\netlogon.chg

NtFrs

%SystemRoot%\r\tffs\\e\\* /s %SystemRoot%\debug\NtFrs*

%SystemRoot%\sysvol\domain\DO_NOT_REMOVE_ NtFrs_Prelnstall_Directory\* /s

%SystemRoot%\sysvol\domam \NtFrs_PreExisting __ See_EventLog\* /s

%SystemRoot%\sysvol\staging\domain\NTFRS_*

* Эти параметры впервые появились в Windows XP.

Рис. 11.9. Содержимое ключа реестра HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\ CurrentControlSet\Control\ BackupRestore\AsrKeysNotToRestore в Windows XP

 Примечание 

Обратите внимание, что в ключе реестра HKLM\SYSTEM\CurrentControlSet \Control\BackupRestore в Windows XP также содержится новый подключ, HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\ Control\BackupRestore\ AsrKeysNotToRestore, в котором хранится список ключей, не восстанавливаемых в процессе ASR (рис. 11.9). Он указывает на базу данных критических устройств, не подлежащую редактированию, поскольку во время процесса ASR программа Setup в Windows XP произведет повторную энумерацию этих устройств.

Еще более сложная ситуация возникает с ключами реестра, исключаемыми из процесса резервного копирования. Эти ключи не перечислены на вкладке Исключение файлов (Exclude Files) диалогового окна Параметры (Options), и, следовательно, пользователю даже не предоставляется возможность редактирования их списка. Сам этот список хранится в составе ключа HKLM\SYSTEM\Current ControlSet\Control\BackupRestore \KeysNotToRestore (рис. 11.10).

Рис. 11.10. Содержимое ключа реестра HKEY_LOCAL_MACHINE\ SYSTEM\CurrentControlSet\Control\ BackupRestoreXKeys NotTo Restore

Список параметров, которые по умолчанию присутствуют в составе этого ключа, и их значений приведен в табл. 11.4.

Таблица 11.4. Список параметров ключа реестра HKLM\SYSTEM\ CurrentControlSet\Control\ BackupRestore\ KeysNotToRestore

Параметр

Значение

Active Directory Restore

CurrentControlSet\Services\NTDS\Restore In Progress\CurrentControlSet\Services\NTDS\Parameters\New Database QUID

ASR Information*

CurrentControlSet\Control\ASR\

Fault Tolerance

Disk\

Installed Services

CurrentControlSet\Services\*

LDM Boot Information

CurrentControlSet\Services\dmio\boot info\

LDM Boot Information*

(dmboot)

CurrentControlSet\Services\dmboot\

Mount Manager

MountedDevices\

Pending Rename Operations

CurrentControlSet\Control\Session Manager\PendingFileRenameOperations

Plug and Play

CurrentControlSet\Enum\CurrentControlSet\Control\Critic alDeviceDatabase\

Removable Storage Manager

CurrentControlSet\Control\NTMS\lmportDatabase

Session Manager Windows Setup

CurrentControlSet\Control\Session Setup\SystemPartition

* Данные параметры впервые появились в Windows XP.

 

Удаление недействительных записей с помощью мастера Установка и удаление программ

Для добавления, удаления или изменения параметров приложений, установленных на компьютере Windows 2000/XP, рекомендуется использовать утилиту Установка и удаление программ (Add/Remove Programs) из Панели управления (Control Panel). В Windows 2000/XP эта утилита существенно доработана и снабжена улучшенным пользовательским интерфейсом (рис. 11.11).

Тем не менее, периодически возникает такая ситуация, когда приложение не было полностью удалено из системы, и ссылка на это приложение, работа с которым уже невозможна, продолжает появляться в списке Установленные программы (Currently installed programs). Попытка воспользоваться штатными средствами утилиты Установка и удаление программ (Add/Remove Programs) (нажатием кнопки Заменить/Удалить (Change /Remove)) приведет к появлению целого ряда системных сообщений, указывающих на то, что некоторые из файлов, необходимых для корректного удаления приложения из системы, не были найдены, и поэтому процедура удаления приложения не может быть завершена. Несуществующее приложение при этом остается в списке.

Рис. 11.11. Диалоговое окно Установка и удаление программ

Как решить эту проблему? Чтобы удалить ссылку на некорректно удаленное приложение из списка Установленные программы (Currently installed programs), выполните следующее:

1. Запустите Редактор реестра (Regedit.exe) и раскройте ключ HKEY_ LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\Windows\ CurrentVersion\Uninstall (рис. 11.12).

2. Найдите в составе этого ключа вложенный ключ, созданный приложением, которое было некорректно удалено. Если имя этого ключа неочевидно, попробуйте последовательно раскрывать все вложенные ключи и просматривать в их составе значения параметра DisplayName. Этот параметр как раз и задает строки, которые утилита Установка и удаление программ (Add/Remove Programs) отображает в списке установленных в системе приложений.

Рис. 11.12. Содержимое ключа HKEY_LOCAL_MACHlNE\ SOFTWARE\Microsoft\ Windows \CurrentVersion\Uninstall

3. Найдя искомый ключ, параметр DisplayName в составе которого задает ссылку на некорректно удаленное приложение, удалите этот ключ вместе со всем его содержимым. Ни в коем случае не удаляйте весь ключ uninstall целиком!

4. Закройте редактор реестра и убедитесь, что строка, которую требовалось удалить из списка установленных в системе приложений, больше не отображается утилитой Установка и удаление программ (Add/Remove Programs).

 Примечание

Действуя в соответствии с приведенной здесь рекомендацией, вы сможете удалить только ссылку на строку, которая отображается утилитой Установка и удаление программ (Add/Remove Programs). Однако вполне возможно, что некоторые из файлов, установленные этим приложением, в вашей системе все же останутся. Для того чтобы полностью удалить такое приложение из системы, вы должны будете удалить все его файлы, а также все остальные ключи и параметры реестра, созданные этим приложением. Выполнять такую операцию вручную рекомендуется только опытным пользователям, и даже им, перед тем как приступать к этой процедуре, рекомендуется выполнить резервное копирование реестра.

 

Как добиться немедленной регистрации событий, связанных с квотированием диска, в системном журнале

Наверняка многие пользователи и администраторы обратили внимание на новую и весьма полезную возможность квотирования дискового пространства, появившуюся впервые в составе Windows 2000/XP. События, связанные с квотированием дискового пространства, могут регистрироваться в системном журнале, и простейшие опции конфигурирования режима регистрации этих событий можно задать на вкладке Квота (Quota) окна свойств диска NTFS (рис. 11.13).

Рис. 11.13. Вкладка Квота окна свойств раздела NTFS

По умолчанию регистрация событий, связанных с нарушением дисковой квоты, производится один раз в час. Если вы хотите изменить это положение вещей, раскройте редактор реестра, найдите ключ HKEY_LOCAL_MACHINE\ SYSTEM\ CurrentControlSet\Control\FileSystem, и создайте в его составе параметр NtfsQuotaNotifyRate с типом данных REG_DWORD. Этот параметр имеет значение по умолчанию, равное одному часу (значение указывается в секундах). Установите требуемую частоту регистрации событий в системном журнале.

 

Резюме

В данной главе рассмотрены методы решения некоторых наиболее распространенных проблем при помощи реестра. На практике их, разумеется, гораздо больше, но... нельзя объять необъятное. Наверняка любознательный читатель найдет множество собственных методов решения возникающих проблем путем редактирования реестра. Автор желает вам успехов на этом сложном и долгом, но очень интересном пути.

Используются технологии uCoz